I. Общие положения
1.1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Занино-Починковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области, именуемая в дальнейшем «учреждение» создана в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего полного общего образования.
1.2. Организационно-правовая форма учреждения - муниципальное бюджетное образовательное учреждение.
1.3. Полное наименование – муниципальное бюджетное образовательное учреждение Занино-Починковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области. Сокращенное наименование, применяемое наряду с полным – МБОУ Занино-Починковская сош.
1.4. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Занино-Починковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области является правопреемником муниципального образовательного учреждения Занино-Починковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области.
1.5. Юридический и фактический адрес: 391544 Рязанская область, Шиловский район, село Занино-Починки, улица Школьная, дом № 2.
II. Организация деятельности учреждения.
2.1. Учредителем учреждения является муниципальное образование - Шиловский муниципальный район Рязанской области. Функции учредителя от имени муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области исполняет администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области (далее учредитель).
2.2. Отношения между учредителем и образовательным учреждением не урегулированные Уставом учреждения, определяются договором, заключенным между ними.
2.3. Отношения учреждения с обучающимися и их родителями (законными представителями) регулируются настоящим Уставом.
2.4. Учреждение руководствуется в своей деятельности федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями органа управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Уставом.
2.5. Основными целями учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности учащегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
2.6. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевой счёт, открываемый в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, штамп со своим наименованием, печать установленного образца и прочую атрибутику.
2.7. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у неё на праве оперативного управления имуществом, как закреплённым за ним собственником, так и приобретённым за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
2.8. Учреждение вправе заключать договоры, приобретать имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
2.9. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
В учреждении реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы.
Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся
Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
2.10. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в учреждении могут осваиваться в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах, в форме экстерната, семейного образования и самообразования. Допускается сочетание указанных форм освоения общеобразовательных программ.
2.11. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.
2.12. Право на образовательную деятельности и льготы, предоставляемые законодательством РФ, возникают у учреждения со дня выдачи ему лицензии (разрешения).
2.13. Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании».
2.14. Права юридического лица у учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации учреждения.
2.15. Права на выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают у учреждения с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. Учреждение проходит государственную аккредитацию в соответствии с Законом РФ «Об образовании».
2.16. Учреждение может иметь филиалы, которые проходят регистрацию по фактическому адресу. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация этих филиалов осуществляется в порядке, установленном для общеобразовательного учреждения. Филиалы не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом, создавшего их учреждения и действуют на основании утвержденного им положения. Руководители филиалов назначаются учреждением и действуют на основании доверенности.
2.17. Медицинское обслуживание обучающихся в учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за учреждением. Учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников.
2.18. Организация питания в учреждении возлагается по согласованию с органами местного самоуправления на образовательное учреждение. В учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи.
2.19. Количество классов в учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.
2.20. Учреждение вправе открывать группы продленного дня по запросам родителей (законных представителей).
2.21. Наполняемость классов и групп продленного дня в учреждении не должна превышать 25 человек. Количество и наполняемость классов и групп продлённого дня в учреждении, определяется из потребностей населения, при наличии условий, соответствующих СанПиН.
2.22. В учреждении по согласованию с учредителем, с учетом интересов родителей (законных представителей) и решением медико-психолого-педагогической комиссии, могут открываться классы компенсирующего обучения.
2.23. В учреждении не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
2.24. Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе участвовать в создании образовательных объединений в форме ассоциаций или союзов. Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами.
2.25. По инициативе детей в учреждении могут создаваться детские общественные объединения.
III. Образовательный процесс
3.1. Обучение и воспитание в учреждении ведутся на русском языке.
3.2. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ общего образования:
1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);
2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5- лет);
3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).
3.4. Задачами начального общего образования являются: формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; формирование моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
3.5. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
3.6. Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся, в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.
Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.
Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий в учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям.
3.7. Содержание общего образования в учреждении определяется программами, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
3.8. Учреждение реализует дополнительные образовательные программы и оказывает дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), не включенные в перечень основных общеобразовательных программ, а также реализует общеобразовательную программу дошкольного образования при наличии соответствующих лицензий. Учреждение, реализующее общеобразовательную программу дошкольного образования, дополнительные образовательные программы, руководствуется в своей деятельности Типовым положением о дошкольном образовательным учреждении и Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей.
3.9. Учреждение при наличии лицензии может по договорам с организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительной образовательной услуги, в т.ч. за плату. Профессиональная подготовка в учреждении проводится только согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).
3.10. Учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Уставом своего учреждения.
3.11. Образовательный процесс в учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого самим учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом и регламентируется расписанием занятий.
3.12. Учебный год в учреждении начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой аттестации), в первом классе - 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе в середине третьей четверти организуются дополнительные недельные каникулы. Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается учреждением по согласованию с учредителем.
3.13.В учреждении устанавливается следующий режим занятий:
а) шестидневная учебная неделя;
б) начало занятий не ранее 8 часов 00 минут;
в) основной формой учебной деятельности в школе является урок. Продолжительность урока устанавливается во 2 – 11 классах - 45 минут. В первом классе – 35 минут. В 10-11 классах могут проводиться сдвоенные уроки по отдельным предметам.
Обучение детей в 1-м классе проводится с соблюдением следующих требований:
- 5-дневная учебная неделя;
- продолжительность уроков - в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый;
- во второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый;
- в третьей и четвёртой четверти - 4 урока по 45 минут каждый;
- проведение не более 4-х уроков в день и один день в неделю-5 уроков за счёт урока физической культуры;
- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не
менее 40 минут;
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям образовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки.
Продолжительность перемен между уроками устанавливается согласно требованиям по охране здоровья учащихся.
1 класс - 10 минут между 1 и 2 уроком
40 минут (динамическая пауза) между 2 и 3 уроком
20 минут между 3 и 4 уроком
2-4 классы 10 минут между 1 и 2 уроком
20 минут между 2 и 3 уроком
20 минут между 3 и 4 уроком
10 минут между 4 и 5 уроком
5-9 классы 10 минут между 1 и 2 уроком
20 минут между 2 и 3 уроком
20 минут между 3 и 4 уроком
10 минут между 4 и 5 уроком
10-11 классы 10 минут между 1 и 2 уроком
20 минут между 2 и 3 уроком
20 минут между 3 и 4 уроком
10 минут между 4 и 5 уроком
10 минут между 5 и 6 уроком
в) Количество и последовательность уроков определяется расписанием учебных занятий.
г) Учебный год делится на учебные четверти и полугодия. Длительность учебных четвертей и продолжительность каникул регламентируется календарным учебным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.
д) Отвлечение учащихся от занятий за счет учебного времени для выполнения общественных поручений запрещается.
е) Домашние задания в 1 классе не задаются.
Во 2-3 классах домашние задания могут задаваться, с учетом психофизиологических и педагогических требований и индивидуальных особенностей ребенка с учетом возможности их выполнения до 1,5 час; в 4-5 классах-до 2 часов.
В 6-8 классах объем домашних заданий не должен превышать 2,5 часов возможности их выполнения; в 9-11 классах домашние задания задаются с учетом возможности их выполнения до 3,5 часов ежедневно.
ж) Количество учащихся в классах не должно превышать 25 человек. В случае превышения указанного количества учащихся классы делятся.
з) Все проводимые массовые мероприятия учащихся должны заканчиваться
- для учащихся 2-4 классов не позднее 14 час 30 мин;
- для учащихся 5-8 классов не позднее 20 час;
- для учащихся 9-11 классов не позднее 21 час.
3.14. Проведение сдвоенных уроков в начальной школе запрещается. Для учащихся 5-9-х классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).
Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.
В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
3.15. При проведении занятий на 1, 2, 3 ступени общего образования по иностранному языку, информатике и на 2 и 3 ступенях общего образования по трудовому обучению, физической культуре на 3 ступени общего образования, информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на 2 группы: если наполняемость класса составляет 25 человек.
3.16. Военная подготовка в учреждении может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.
3.17. Обучающиеся переводных классов (2-8, 10) по окончании учебного года проходят промежуточную аттестацию. Сроки проведения, порядок и форма аттестации утверждаются решением педагогического совета учреждения и доводятся до сведения учащихся и их родителей не позднее февраля текущего года.
3.18. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся в следующий класс.
Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года. Учреждение обязано создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).
3.19. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах.
Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.
Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению органа управления образовательного учреждения.
3.20. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
3.21. Учреждение оказывает помощь родителям в создании условий для получения их детьми среднего (полного) общего образования в форме семейного образования, самообразования или экстерната.
3.22. Порядок организации получения общего образования в форме экстерната определяется примерным Положением о получении общего образования в форме экстерната, утвержденным Министерством образования Российской Федерации.
3.23. Учреждение обеспечивает занятия на дому с учащимися в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья. В соответствии с инструкциями Министерства образования РФ выделяется количество учебных часов в неделю, составляется расписание, приказом определяется персональный состав педагогов, ведется журнал проведенных занятий. Родители (законные представители) обязаны создать условия для проведения занятий на дому.
3.24. Дисциплина в учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся не допускается.
3.25. Учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за:
1) невыполнение функций, отнесенных к компетенции учреждения;
2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса: качество образования своих выпускников;
3) жизнь и здоровье учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса;
4) нарушение прав и свобод учащихся и работников учреждения.
IV. Участники образовательного процесса.
4.1. Участниками образовательного процесса учреждения являются обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся.
4.2. Обучение детей в группе кратковременного пребывания, реализующего программу дошкольного обучения, начинается с достижения ими 3-х летнего возраста; обучение детей по программе начального общего образования начинается с достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель учреждения вправе разрешить прием детей в учреждении для обучения в более раннем возрасте.
4.3. Зачисление учащихся в учреждение оформляется приказом директора. Для зачисления в 1 класс родители (законные представители) представляют следующие документы:
• заявление на имя руководителя учреждения;
• копию свидетельства о рождении (заверяется директором учреждения);
• медицинскую карту ребенка, где имеется заключение медиков о возможности обучаться в массовой школе;
• копию паспорта родителя (законного представителя), где указано его место жительства (заверяется директором учреждения).
4.4. Прием обучающихся во 2-9-е классы, осуществляется при предоставлении родителями (законными представителями) следующих документов (для поступления в 10-й класс документы предоставляют учащиеся):
• заявление на имя директора учреждения;
• личное дело ученика;
• выписка текущих оценок по всем предметам, заверенная печатью школы (при переходе в течение учебного года);
• медицинская карта ученика;
• копию паспорта одного из родителей (законного представителя) с указанием его места жительства (заверяется директором учреждения).
4.5. Количество набираемых 10-х классов регламентируется наличием педагогических кадров и помещений учреждения. Количество 10-х классов утверждается вышестоящей организацией. Для поступления в 10-й класс учащиеся, обучающиеся в данной школе, предоставляют следующие документы:
• заявление на имя руководителя учреждения;
• аттестат об окончании 9 классов.
учащиеся, пришедшие из других школ, добавляют:
• медицинскую карту;
• копию паспорта одного из родителей (законного представителя), с указанием его места жительства (заверяется директором учреждения).
4.6. При приеме обучающихся в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
4.7. Общее образование является обязательным.
4.8. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
4.9.Предельный возраст обучающихся для получения общего образования в учреждении по очной форме обучения – 18 лет.
4.10. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.
4.11. По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.
Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.
Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с орга